Основная стратегия банков - заработать на процентах, которые они получают от заемщиков. Сейчас кредитные организации находятся в достаточно сложном положении, простое повышение процентной ставки по кредитам стало неэффективно. Еще несколько лет назад в сфере потребительского кредитования все было достаточно просто – риск неплатежа компенсировался высокой процентной ставкой. За неплательщиков платили люди, исполняющие свои обязательства по договору, выплачивающие большие суммы из-за высоких процентов.
С тех пор многое изменилось, Российская Федерация попала под санкции Европейского Союза и США, многие люди, использующие ресурс кредитования либо лишились работы, либо ощутили снижение доходов. Для тех, кто привык решать проблемы с долговыми обязательствами перекредитованием, настали черные дни – требования банков ужесточились. Критично выросло число заемщиков, которые не могут осуществлять платежи по кредитам.
В связи с высокими рисками невозврата кредитов, банки всё активнее используют такой механизм страхования рисков, как страховка по кредиту. Очень часто это получается навязанная страховка. Банк страхует риск невозврата кредита, возникающий в случаях, когда заемщик не сможет выплачивать кредит в силу утраты здоровья, потери работы или смерти.
Для кредитной организации это идеальный вариант – если у получателя кредита возникнут серьезные финансовые проблемы, то заплатит не он, а страховая компания. Основное преимущество этой схемы – страховку покупает получатель кредита, а не банк. Банк резко уменьшает риски невозврата, при этом ничего не платит.
Такой способ снижения рисков обычно удорожает кредит для заемщика, поэтому многие клиенты банков задаются вопросом – как вернуть страховку по кредиту.
Ранее банки и страховые компании пользовались несовершенством законодательства, и чаще всего возвращали страховую премию только по решению суда. С 1 июня 2016 года вопрос - как вернуть страховку, стал решаться значительно легче. Заемщик имеет право обратить в страховую компанию и потребовать расторжения договора страхования.
В зависимости от того, вступил в силу договор страхования или нет, заемщику вернут от 98% страховой премии до полной суммы. Самый важный момент – необходимо обратиться с претензией в течение 5 дней с подписания договора страхования. Все это прописано в указании Центробанка России "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования".
Ситуация возврата навязанной страховки усложняется в случаях, когда договор был заключен до 1 июня или заемщик не успел обратиться в страховую компанию в течение 5 дней. В этих случаях процедура становится более длительной, и без гарантий на успех. Первый шаг – обращение в банк и страховую компанию с требованием расторгнуть навязанный договор страхования. Как правило, большинство таких претензий остаются без ответа, либо следует отказ.
Следующий этап – обращение в суд, с указанием на нарушение кредитной организацией закона "О защите прав потребителей". Обязательно нужно указать, что в дополнение к кредиту банк навязал дополнительную услугу – страхование. К сожалению, гарантировать успех в судебном процессе достаточно сложно, в разных регионах Российской Федерации сложилась различная практика. Однако юристы компании «Стоп займ» помогут вам максимизировать шансы на успех в возврате навязанной страховки.